logo
ПР. КОБЫЛАНДЫ БАТЫРА, 27    8(7142)55-42-64    87774414568       pkkstu@mail.ru

подать заявку на обучение
Рус  Қаз  Eng

infobanner

infobanner

infobanner

infobanner

infobanner

infobanner

infobanner

infobanner

Полезные ресурсы


Организация учебного процесса по кредитной технологии обучения

Основные положения кредитной технологии

 

1.1 Настоящее положение разработано в  соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом Министра образованияи науки  Республики Казахстан от 20.04.2011 года №152. 


1.2.Положение регулирует вопросы организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в Казахской финансово-экономической академии.


1.3. Для международного признания национальных образовательных учебных программ, обеспечения мобильности обучающихся и преподавателей организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней образования в организациях образования реализуется единая кредитная технология обучения.


1.4. Основными целями внедрения кредитной системы обучения являются:

— Международное признание диплома о высшем образовании, полученном в КСТУ;

—обеспечение мобильности обучающихся и преподавателей вуза;

—повышение качество обучения:

—обеспечение преемственности всех уровней высшего и послевузовского профессионального образования;

—предотвращение коррупции и снижение субъективных факторов, влияющих на качество  образовательного процесса;

—повышение мотивации студентов к получению качественного образования:

—усиление мотивации вуза на достижение конечных целей – обеспечение качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

—Внедрение и функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям личности, общества и государства;

—Внедрение и эффективное использование новых технологий обучения.


1.5. Кредитная система обучения является способом организации учебного процесса, при котором обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свою образовательную деятельность, составлять индивидуальный учебный план из предлагаемых курсов по выбору.


1.6. Единицей измерения трудоемкости учебной работы при кредитной системе обучения является кредит. При этом  объем каждой дисциплины исчисляется в целых кредитных единицах на основе государственных общеобязательных стандартов образования и типовых учебных планов.


1.7. Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования.


2. Глоссарий


Основные понятия и определения кредитной технологии обучения, которыми должны владеть преподаватели, сотрудники и студенты:

1) академический календарь (Academic Calendar) - календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

2) академический период (Term) - период теоретического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

3) академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период:  семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом  освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;

4) академическая степень (Degree) - степень, присуждаемая организациями образования обучающимся, освоившим соответствующие образовательные учебные программы, по результатам итоговой аттестации;

5) академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;

6) итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом образования;

7) промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема учебной дисциплины после завершения ее изучения;

8) самостоятельная работа студента (далее - СРС) - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов,

9) самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (далее - СРСП) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по утвержденному графику;

10) учебные достижения обучающихся - знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

11) контроль учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихся различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми самостоятельно высшим учебным заведением;

12) текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода;

13) Индивидуальный учебный план  – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;

14) кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя;

15) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

16) итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;

17) рубежный контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины;

18) запись на учебную дисциплину (Enrollment) - процедура предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины;

19) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;

20) офис (отдел, сектор) Регистратора – академическая служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося и обеспечивающая организацию всех видов контроля знаний и расчет его академического рейтинга;

21) средний балл успеваемости (Grade Point Average - GPA) - средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплинам к общему количеству кредитов за текущий период обучения);

22) рабочий учебный план - документ, разрабатываемый организациями образования самостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных планов обучающихся;

23) описание дисциплины (Course Description) - краткое описание дисциплины (состоит из 5-8 предложений), включающее в себя цели, задачи и содержание дисциплины;

24) пререквизиты (Prerequisite) - дисциплины, содержащие знания, умения и навыки, необходимые для освоения изучаемой дисциплины;

25) постреквизиты (Postrequisite) - дисциплины, для изучения которых требуются знания, умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;

26) программа дисциплины (Syllabus) - учебная программа, включающая в себяописание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое еесодержание, темы и продолжительность их изучения, заданиясамостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний обучающихся, требования преподавателя,критерии оценки знаний обучающихся и список литературы;

27) транскрипт (Transcript) - документ, содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;

28) тьютор - преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины;

29) типовой учебный план  - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин профессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы контроля.

30) эдвайзер (Advisor) - преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения;

31) элективные дисциплины – учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения.

 



Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

1) унификация объема знаний;

2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

4) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

5) обеспечение всеми необходимыми атрибутами организации учебного процесса (помещения, научные и учебные лаборатории, компьютерные классы, расходные и методические  материалы, базы практик, библиотека, столовая и буфеты,  медпункт и др.);

6) обеспечение каждого студента максимально благоприятными условиями для освоения всех дисциплин специальностей академии и получения ими по завершении обучения академической степени бакалавра по специальности в соответствии с государственными стандартами и выдачей диплома государственного образца;


Учебный процесс с использование кредитной технологии обучения организуется в следующих формах:

а) аудиторные занятия: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельная работа студента под руководством преподавателя;

б) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа студента (СРС), индивидуальные консультации;

в) текущий контроль – систематический контроль учебных достижений студентов по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, учет посещаемости занятий студентами, выполнения домашних заданий, рефератов, активности на занятиях;

г)  рубежный контроль знаний – периодическая (два раза в семестр  - 8 и 15 недели) проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателями, ведущими учебные занятия (лектор тьютор), согласно утвержденному академическому календарю. Рубежный контроль может проводиться в различных формах: (устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, коллоквиум, контрольные работы, защита курсовых работ и т.п.)

д) итоговый промежуточный контроль – экзамен (устный, письменный, компьютерное тестирование, комплексный, ГЭК по Истории Казахстана), проводимые после завершения академического периода (семестра), согласно академическому календарю и составленному расписанию;

е) проведение учебных и производственных практик, подготовка  дипломной работы;

ж) итоговая государственная аттестация – государственный экзамен по специальности (ГЭК) и защита дипломной работы;


Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 50 минут, а для лабораторных занятий – 100 минут;


Все виды учебных занятий рекомендуется проводить в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, дискуссии, круглые столы, деловые игры, ситуационные задачи др.) с применением информационных и коммутационных технологий для получения навыков самостоятельного мышления и выработки умения принимать решения при обсуждении вопросов проблемного характера;


Лекции при кредитной системе обучения носят обзорный характер и выполняют организующую и направляющую роль в учебном процессе, в развитие  у студентов навыков самостоятельной работы над учебной программой;


Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на изучение дисциплины;


Все виды практик проводятся, в соответствии с Госстандартами специальностей;


Распределение студентов по местам практики осуществляется выпускающими кафедрами по договорам с базами практик и индивидуальным договорам, утверждается приказом академии;


Учебно-методическое  руководство практикой, контроль за выполнением программы практики и за качеством ее проведения возлагается на выпускающие кафедры и транскрипт.


К государственному экзамену по специальности и защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие образовательную программу и прошедшие все виды практик, предусмотренных рабочим учебным планом специальности в соответствии  с ГОСО РК специальности.


Кредитная технология обучения включает:

1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

2) свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;

3) свободу выбора обучающимися преподавателя;

4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

5) использование интерактивных методов обучения;

6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

7) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

8) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

9) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

10) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.


Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря.


Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.

Академический период имеет продолжительность 15 недель для семестра. Период промежуточной аттестации имеет продолжительность не менее 1 недели. Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени  в учебном году  составляет   не менее 7 недель. Для ликвидации академической задолженности организовывается летний семестр продолжительностью до 6 недель.


Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава  осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.


Учебная нагрузка обучающихся определяется продолжительностью академического часа и объемом учебных часов (по 50 минут), сопровождающих академические часы для разных видов учебной работы.


Профессиональная практика является обязательным компонентом учебной программы высшего образования. Она подразделяется на учебную и производственную.


В целях обеспечения индивидуальной образовательной траектории и выборности преподавателей расписание учебных занятий составляется в разрезе учебных дисциплин и преподавателей. СРСП выполняется по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий.

Учебные занятия организуются:

1) для обучающихся очной формы – в одну смену с 8.30 часов до 17.00 часов;

2) для обучающихся заочной формы – в течение дня с 13.00 часов до 19.00 часов в зависимости от наличия свободного аудиторного фонда.


Академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся, записавшихся на данную дисциплину и к данному преподавателю, и достижения достаточного уровня их рентабельности.

Наполняемость академического потока и группы определяется организацией образования самостоятельно.


Самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРОП), и на ту часть, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС – собственно СРО). Весь объем СРО  подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.


Доля СРОП в общем объеме СРО составляет 25%..

В СРСП входят консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, курсовых проектов (работ), контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий СРО.


Запись обучающихся на изучение дисциплин (Enrollment) организуется офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и консультационных работ привлекаются структурные подразделения и эдвайзеры.

При составлении своего ИУП обучающиеся:

1) знакомятся  с правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;

2) соблюдают установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП;

3) записываются   не менее чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения образовательной программы соответствующего уровня.


Организация системы контроля учебных достижений обучающихся осуществляется офисом Регистратора.

Офис Регистратора ведет историю учебных достижений обучающихся в течение всего периода обучения, которая отражается в транскрипте. Транскрипт выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.


Обучающий преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей).


Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости составляет 60% в итоговой оценке степени освоения студентом программы учебной дисциплины. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.


Положительная итоговая оценка служит основанием для дополнения освоенных кредитов установленным количеством кредитов по соответствующей дисциплине и заносится в транскрипт обучающегося.

При получении обучающимся по итоговому контролю (экзамену) оценки «неудовлетворительно», итоговая оценка по дисциплине не подсчитывается.


Пересдача положительной оценки по итоговому контролю с целью ее повышения в этот же период промежуточной аттестации не разрешается.


Для получения положительной оценки обучающийся в летнемсеместре на платной основе вновь посещает все виды учебных занятий, предусмотренные рабочим учебным планомподанной дисциплине,получаетдопуски сдает итоговый контроль.


Планирование педагогической нагрузки ППС осуществляется в академических часах с учетом соотношения количества академических часов на один кредит по видам учебной работы. Педагогическая нагрузка преподавателя на аудиторных занятиях рассчитывается по контактному времени работы преподавателя с потоком, группой, подгруппой. Затраты времени на индивидуальные виды работ с каждым обучающимся (прием заданий на СРС, курсовых работ (проектов), прием экзаменов, в том числе в составе ГАК, руководство выпускными работами) рассчитываются на основе норм времени, установленных академией самостоятельно.


По итогам учебного года с учетом результатов летнего семестра офис Регистратора рассчитывает средний балл успеваемости (GPA) как средневзвешенную оценку уровня учебных достижений обучающегося. Для перевода с курса на курс вузом самостоятельно в разрезе курсов устанавливается переводной балл – величина минимального среднего балла успеваемости, допускающего перевод обучающегося на следующий курс.


Обучающийся, не набравший по итогам учебного года с учетом результатов летнего семестра переводной балл, остается на повторный курс обучения.


Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке бакалавра является освоение студентом не менее 129 кредитов теоретического обучения, а также не менее 6 кредитов практик, не менее 2 кредитов на подготовку, написание и защиту дипломной работы (проекта) и не менее 1 кредита на подготовку и сдачу государственного экзамена по специальности.


Основным критерием завершенности образовательного процесса по подготовке магистров является освоение магистрантом:

при научной и педагогической  подготовке – не менее  51 кредитов, из них не менее 34 кредитов теоретического обучения, не менее 6 кредитов практики, не менее  7  кредитов научно-исследовательской работы;

при профильной подготовке - не менее 26 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее  38 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них соответственно не менее 18 и 28 кредитов теоретического обучения, не менее  2 и  3 кредитов практики, не менее  2 и 3 кредитов экспериментально-исследовательской работы.


Обучающимся, освоившим профессиональную образовательную программу высшего и послевузовского образования и прошедшим итоговую аттестацию,  присуждается соответствующая академическая степень «бакалавр», «магистр» и выдается диплом государственного образца с приложением  (транскрипт).


Обучающемуся по программе бакалавриата или высшего специального образования, сдавшему экзамены и дифференцированные зачеты с оценками «А», «А-», «В+», «В», «В-» и имеющему средний балл успеваемости (GPA) за весь период обучения не ниже 3,5, а также сдавшему все государственные экзамены и защитившему дипломнуюработу (проект) с оценками «А», «А-», выдается диплом с отличием в случае отсутствия повторных сдач экзаменов в течение всего периода обучения .