Костанайский социально-технический университет
logo
ПР. КОБЫЛАНДЫ БАТЫРА, 27    8(7142)55-42-64    87774414568       pkkstu@mail.ru

подать заявку на обучение
Рус  Қаз  Eng

5В012000 - Профессиональное обучение

Выпускнику бакалавриата по специальности Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения».

Выпускники бакалавриата по специальности Профессиональное обучение могут работать в должности педагога профессионального обучения, учителя технологии труда и предпринимательства, руководителя кружков, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности, а также в соответствии с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 273–П от 22 ноября 2002 г., бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.



Квалификационная характеристика бакалавра специальности Профессиональное обучение



Сфера профессиональной деятельности


Сферами профессиональной деятельности специальности Профессиональное обучение являются:

— психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования;

— техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конс­
трукторских и проектных организациях и на производстве;

— научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией;

— культурно-просветительная, управленческая и плановая деятельности в соответствии с полученной квалификацией бакалавра профессионального обучения.



Объекты профессиональной деятельности


Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

— участки и средства осуществления целостного педагогического процесса в следующих организациях, связанных с процессом образования:

— общеобразовательные школы, лицеи, гимназии;

— учебно–производственные комбинаты (объединения), учебно-курсовые сети, центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения;

— профессионально-технические школы, училища;

— средние специальные учебные заведения, колледжи;

— высшие учебные заведения;

— конструкторские бюро;

— заводские лаборатории;

— научно-исследовательские организации;

— конструкторские и проектные организации.




Предметы профессиональной деятельности


Усилия специалиста направлены на рабочем месте на следующее:

— организация и проведение учебно-воспитательного процесса в организа­циях образования по профилям;

— организация учебно-воспитательного и производственного процессов на промышленном и др. предприятиях;

— организация научно-исследовательской деятельности с участием обу­чаемых.



Виды профессиональной деятельности


Бакалавры по специальности 050120 - Профессиональное обучение могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

— образовательная (учебно-воспитательная, педагогическая); -организационно-технологическая;

— производственно-управленческая;

— проектная;

— научно-исследовательская.




Функции профессиональной деятельности:



— воспитательная;

— образовательная;

— организаторская;

— конструктивная;

— коммуникативная;

— информационная;

— развивающая;

— ориентационная;

— мобилизационная;

— производственно-технологическая;

— проектная;

— прогностическая;

— творческая;

— предпринимательская;

— дизайнерская.



Типовые задачи профессиональной деятельности направлены на решение:



— конкретных типовых и нетиповых проблем. Воспитанию и профессиональной подготовке учащихся в школе, лицее, гимназии, УПК, внешкольных организациях по технологии труда и профессиональному обучению;

— проблем, связанных с коллективной деятельностью учителей школ и преподавателей, мастеров УПК, родителей, руководителей и представителей производства по организации трудового производственного обучения, воспи­тания и профессиональной подготовки учащихся;

— задач, связанных с повышением и совершенствованием своего квалификационного уровня.



Направления профессиональной деятельности



Основным направлением деятельности педагога профессионального обучения является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности.

Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении. Основные направления профес­сиональной деятельности:

— Педагог профессионального обучения (по отрасли);

— Педагог-менеджер профессионального обучения;

— Педагог-дизайнер профессионального обучения;

— Преподаватель общетехнических дисциплин, учитель технологии труда и предпринимательства.



Содержание профессиональной деятельности


Содержание профессиональной деятельности включает:

— организацию учебно-воспитательного процесса профессиональной дея­тельности учителя в условиях 12-летнего профильного обучения;

— научно-исследовательскую работу;

— управленческую деятельность;

— производственно-технологическую деятельность;

— инновационную деятельность в педагогическом процессе;

— информационную и проектную деятельности.


Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности Профессиональное обучение должен:

иметь представление:

— об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечи­вающей трансляцию культуры от поколения к поколению;

— обладать целостным представлением о модернизации национальной сис­темы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического пла­на развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подго­товки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества;

знать:

— научные основы психолого-педагогических, социально-гуманитарных на­ук, основы современного производства, конструкционные материалы, орудия, средства труда и производственный процесс;

— основы экономики и предпринимательства, маркетинга, менеджмента в учреждениях образования, промышленных предприятий и сферы обслуживания;

— требования к оснащению учебных мастерских;

— основные вопросы организации и экономики производства, единые систе­мы конструкторской и технологической документации;

— требования к содержанию и и характеру труда в современном производстве, основные профессии машиностроительного и сельскохозяйственного производства, автомобильного транспорта, энергетики и другие отрасли народного хозяйства;

уметь:

— анализировать социально значимые проблемы и процессы и исполь­зовать современные методы различных наук в профессиональной, педагогичес­кой, общественной деятельности;

— научно организовать свой труд на научной основе;

— вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу;

— создавать и оборудовать учебные мастерские;

иметь навыки:

— использования компьютерной и оргтехники в учебном процессе;

— применения современных педагогических технологий в учебно-воспита­тельном процессе;

— эксплуатации современного технологического оборудования на уровне ра­бочей квалификации 3 разряда;

быть компетентным:

— в области профессиональной педагогики, производственной сфере, по профилю специализации;

— в сфере управления образовательными процессами;

— в области использования информационных технологий в сфере обра­зования и производства.

(Примечание: выписка из ГОСО РК 3.08.270-2006)