Костанайский социально-технический университет
logo
ПР. КОБЫЛАНДЫ БАТЫРА, 27    8(7142)55-42-64    87774414568       pkkstu@mail.ru

подать заявку на обучение
Рус  Қаз  Eng

5В011000 – Физика


Сфера профессиональной деятельности


Сферой профессиональной деятельности выпускников по специальности 5В011000 – Физика выступают:

— образование и развитие  детей и учащейся молодежи в общеобразовательных организациях образования, образовательных учреждениях и центрах;

— наука;

— организации, учреждения и предприятия, связанные с использованием физических методов исследования.



Объекты профессиональной деятельности


Объектами профессиональной деятельности бакалавра  специальности 5В011000-Физика  являются:

— образовательные учреждения государственного и негосударственного финансирования, дошкольные организации образования, школы, лицеи, гимназии, колледжи, учебные заведения технического и профессионального образования;

— организации науки: научные, научно-исследовательские центры в области физики,  педагогики, психологии и методики обучения;

— организации управления: государственные органы управления, департаменты образования;

— организации различных форм собственности, использующие физические методы исследования в своей работе.



Предметы профессиональной деятельности


Предметом профессиональной деятельности выпускника по специальности Физика являются:

— образовательный процесс в единстве его ценностно-целевых ориентиров, содержания, методов, форм и результатов;

— научно-исследовательская, инновационная, информационно-аналитическая  деятельность в области физики,  педагогики, психологии и методики обучения.

— технологический процесс проектирования, внедрения  физических методов исследования.



Виды профессиональной деятельности


Бакалавры по специальности Физика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

— социально-педагогическая – создание благоприятных условий и оказание гуманитарно-педагогической поддержки для полноценной жизнедеятельности, воспитания и развития учащихся;

— образовательная – обучение и развитие учащихся, организация процесса обучения и воспитания, проектирование и управление педагогическим процессом, диагностика, коррекция, прогнозирование результатов педагогической деятельности;

— научно-исследовательская – организация и проведение научных исследований в области физики, педагогики, психологии и методики обучения;

— организационно-методическая – изучение, обобщение и распространение опыта инновационного обучения;

— производственно-технологическая – управление и организация технологического процесса на основе физических методов исследования.



Функции профессиональной деятельности


Бакалавр по специальности Физика должен быть подготовлен к выполнению следующих функциональных обязанностей:

— осуществление педагогической и воспитательной  деятельности, в том числе с использованием современных педагогических и информационных технологий;

— проведение научных исследований в выбранном направлении и в смежных отраслях;

— участие на всех этапах проектирования, внедрения и сопровождения результатов научных исследований;

— эффективное использование на научной основе информационно-коммуникационных технологий для организации собственного труда и  самостоятельного обучения.



Типовые задачи профессиональной деятельности


Бакалавр по специальности Физика в зависимости от выбора профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

— учебно-воспитательная деятельность:  проектирование и управление образовательным процессом учащихся, выполнение мотивационной,  диагностической, коррекционной, коммуникативной, методической работы в условиях использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий;

— научно-исследовательская деятельность: участие в научно-исследовательских работах в области физики, педагогики, психологии и методики обучения; проведение экспериментальных исследований и обработка результатов;

— производственно-технологическая деятельность: участие в организации технологического процесса производства и обработки информационных ресурсов с использованием информационно-коммуникационных средств и технологий.



Содержание профессиональной деятельности


В сфере образования: качественная организация и управление образовательным процессом и ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации, применение различных технологий обучения и воспитания, главной целью которых является приобщение талантливых и способных ребят к творческой деятельности, создание благоприятных условий для самообразования и профессиональной ориентации учащихся.

В других сферах: исследование, расчет, проектирование, обеспечение высокой надежности и эффективной эксплуатации, используемых в конкретных процессах установок, систем, агрегатов; математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам и поиск новых.


Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности Физика:

Ключевые компетенции выпускника по уровням образования. Для решения профессиональных задач бакалавр физики-

учитель 5 – 10 классов должен

знать:

— методологические основы и категории педагогики; психологические возможности и потребности учащихся 5-10 классов, типологические и индивидуальные их особенности; теоретические основы преподаваемого предмета, его структуру и содержание в системе предпрофильного обучения; место и роль каждого участника педагогического процесса (учителя, ученика, родителя);

— ценности и нормы, основанные на идеалах добра, справедливости, чести, долга, любви к детям и к своей профессии;

— теоретические основы организации педагогической деятельности в поликультурном обществе; различие культур, религий, национальных особенностей;

— методику преподавания физики  воспитательной работы,

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов физики  и подсобных помещений;

— средства обучения и их дидактические возможности

уметь:

— планировать и организовывать свое самообразование; самостоятельно учиться; осознавать свой индивидуальный стиль учения, мышления и научения;

— вырабатывать потребность и способность к самообразованию и саморазвитию; оценивать достигнутый уровень самообразования и саморазвития;

— применять информационные и телекоммуникационные технологии в педагогической деятельности на уровне квалифицированного пользователя (составлять аннотации, письма);

— владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в Интернете, пользоваться электронной почтой);

— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения «e-learning»

— использовать здоровьесберегающие технологии в своей повседневной жизни  и профессиональной деятельности;

— критически анализировать опыт учителей, педагогическую литературу и нормативную документацию;

— применять инновационные методы и технологии в преподавании физики;

обладать навыками:

— самостоятельно разрабатывать методику преподавания физики;

— использовать в своей работе прогрессивные идеи прошлого и современного,

— формы и методы активного обучения физике;

— проектировать и апробировать свои инновации; анализировать и ---оценивать результаты внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;

— взаимодействовать с людьми в поликультурной среде;

— саморегуляции и рефлексии; критического и творческого мышления; осознания, формулирования и решения педагогических проблем;

— передачи общекультурных ценностей, норм и традиций;

— персонификации себя как личности.


Учитель 11 – 12 классов должен

знать:

— методологию философского осмысления окружающего мира и образования как целостной системы;

— основы этнопедагогики;

— теоретические основы физической науки: объект, предмет, место и связь конкретной науки с наукой в целом, категориальный строй научных знаний, методологию и логику научно-педагогического исследования;

— теоретические основы и методы физики в условиях профильного обучения;

— структуру и содержание конкретной учебной дисциплины в логике восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному;

— возрастные анатомо-физиологические и социально-психологические особенности учащихся 11 – 12 классов;

— методологию и методику планирования и осуществления научно-исследовательской работы, в том числе в сфере обучения физике;

— теорию и методику планирования и организации коммуникационного процесса, в том числе с использованием иностранного языка;

уметь:

— выстраивать эффективные коммуникации (без существенной потери смысла передаваемой информации); строить межличностное общение, организовывать диалог на иностранном языке  в объеме, позволяющем свободно общаться с носителями данного языка; соблюдать правила культуры речи в публичных выступлениях;

— вести учебно-педагогическую деятельность в системе электронного обучения «e-learning»

— применять информационные и телекоммуникационные технологии в своей педагогической деятельности (построение компьютерных обучающих программ и использование их в профессиональной деятельности, владение основами дистанционных технологий обучения, методами компьютерного тестирования знаний);

обладать навыками:

— использовать методы и приемы развития творческого мышления в педагогической деятельности; позитивно воспринимать новшества и изменения;

— разрабатывать альтернативы педагогической деятельности и принимать решения; разрешать конфликты

— формировать у обучающихся навыки анализа проблем и принятия решений;

— осознавать, формулировать и разрешать сложные, противоречивые проблемы;

— осуществлять рефлексию педагогической деятельности; анализировать, оценивать и корректировать процесс и результат учебно-воспитательной деятельности; контролировать, анализировать и корректировать свое поведение как педагога; осуществлять самоконтроль в процессе социального взаимодействия;

— разрабатывать научный аппарат исследования; применять различные методы психолого-педагогических исследований;

— организовывать и проводить научно-исследовательскую работу по физике;

— обрабатывать и оценивать результаты научно-исследовательской работы; обобщать и делать выводы по результатам научно-исследовательской работы; распознавать суть педагогических явлений,

— реализации психологических, педагогических, предметных и методических знаний и прикладных умений в конкретной ситуации;

— организации педагогического сотрудничества (учитель - ученик, учитель – учитель, учитель - родитель) в условиях профильного обучения;

— решения профессионально- педагогических и личностных проблем в условиях неопределенности;

— организации инновационной деятельности в сфере преподавания физике;

— осуществления рефлексии, самоконтроля и коррекции процесса и результата педагогической деятельности.

Основные общенациональные цели образования и иерархия целей

Подготовка бакалавра  по специальности 5В011000 – Физика строится на национальной модели образования, ориентированной на результат, и  предполагающей подготовку специалиста новой формации, владеющего поликультурностью, коммуникативностью,  способного творчески и высокопрофессионально решать на современном научно-практическом  уровне социально значимые задачи в педагогической сфере деятельности.

(Примечание: выписка из ГОСО 6.08.066-2010)